Найти подразделение

за 2012 год


Отчет начальника Главного управления МВД России по г. Москве Анатолия Якунина за 2012 год в Московской городской думе


Уважаемый Владимир Михайлович!

Уважаемые депутаты Московской городской Думы 5-го cозыва и приглашенные!

Отчет начальника ГУ МВД России по г. Москве перед депутатами становится традиционным. Он базируется на прочной государственной правовой основе, далеко выходящей за ведомственные рамки, и проводится в целях реализации принципов открытости и публичности, создания условий для обеспечения прав граждан, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности полиции. Думаю, что сегодня никого не нужно убеждать в том, что именно открытость и публичность являются важнейшими составляющими при формировании объективного общественного мнения о деятельности полиции при защите граждан от преступных и иных противоправных посягательств, охране правопорядка и обеспечении достойного уровня общественной безопасности. Кроме того, убежден в том, что, по сути, проведение таких отчетов – это одна из действенных форм контроля общества над самой многочисленной в стране силовой и правоохранительной структурой – системой Министерства внутренних дел, неразрывной частью которой является самое большое в стране Главное управление МВД России по г. Москве. Депутаты и жители столицы, в том числе и через вас, должны владеть объективной информацией о правопорядке, о работе полиции. Сегодня, в ходе отчета, я постараюсь довести до вас состояние криминогенной обстановки в городе, а также результаты работы в 2012 году. А с учетом того, что отчет и наша первая встреча совпали, я хотел бы просить вас, чтобы разговор затронул широкий спектр вопросов, которые, на ваш взгляд, наиболее беспокоят сегодня москвичей. Ваши компетентные предложения мне будут очень полезны.

Уважаемые товарищи депутаты, несмотря на то, что органы внутренних дел в прошлом году работали после двухэтапного 20-ти процентного сокращения личного состава (а это более 20 тысяч сотрудников) и сохраняющегося на протяжении всего года пятитысячного некомплекта, что повлекло существенную дополнительную нагрузку на личный состав, принятые Главным управлением меры по обеспечению общественного порядка и безопасности позволили, в целом, сохранить контроль над криминогенной ситуацией.

В 2012 году в Москве зарегистрировано 180 тысяч 240 преступлений (+3,8%), при этом уровень преступности на 100 тысяч населения снизился на 5,6% и составил 1 тысячу 552 преступления, в Российской Федерации – на 5% (1 тысяча 609 преступлений). Основной рост зарегистрированных преступлений произошел в связи с увеличением населения на 264 тысячи человек за счет присоединенной новой территории, а также активизацией органов внутренних дел по выявлению наркопреступлений.

За отчетный период на 9% сокращено число убийств (в РФ на – 7,3%), на 17,7% (в РФ на 9,2%) фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, на 22,4% (в РФ – на 16,6%) изнасилований, на 7,7% квартирных краж, на 7,6% уголовно наказуемых хулиганств. Органами внутренних дел раскрыто 45 тысяч 57 преступлений (=АППГ – 45042), в том числе 14 тысяч 437 – тяжких и особо тяжких (+5,1%). Выявлено на 12,8% больше наркопреступлений.

Раскрыто 2 тысячи 500 преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами.

Расследовано 95,4% уголовных дел от числа расследованных всеми правоохранительными органами столицы.

Раскрыты убийства 3-го секретаря Посольства Государства Кувейт, генерала грузинской армии Думбадзе и ряд других преступлений, имеющих большой общественный резонанс.

Продолжалась работа по совершенствованию форм и методов борьбы с преступлениями в сфере экономики. Значительно активизировалась работа в сфере жилищно-коммунального хозяйства,где выявлено 149 преступлений (+79,5%), увеличилось количество выявляемых преступных деяний в налоговой сфере (+3,1%), в том числе связанных с незаконным возмещением налога на добавленную стоимость. 

Возросла эффективность противодействия коррупционным проявлениям. На 59,3% больше выявлено преступлений данной категории (1943). Активизирована работа подразделений по экономической безопасности и противодействия коррупции по выявлению и пресечению фактов получения взяток (+3,8%; 246; РФ – 5,3%).

В 2012 году разысканы: 2 тысячи 181 преступник и 1 тысяча 118 граждан, пропавших без вести. В Дежурную часть Главного управления поступило 2 млн. 712 тысяч 752 сообщения о происшествиях (+0,7%). Рассмотрено 333 тысячи 498 письменных обращений, что на 13% больше.

Несмотря на увеличение количества транспортных средств на 255 тысяч 46 единиц или 6%, Главному управлению совместно с правительством города удалось сократить на 1,2% количество дорожно-транспортных происшествий и на 4,6% - число погибших. Вместе с тем, на 5,2% увеличилось число ДТП с участием детей. Здесь нам есть, над чем еще работать.

На оздоровление дорожно-транспортной ситуации повлияла не только Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 года», но и дополнительные меры со стороны правительства Москвы по введению шестисот комплексов фото- и видеофиксации. Их работа в 3 раза увеличила количество выявленных нарушений правил дорожного движения, что позволило высвободить сотрудников дорожно-патрульной службы для выявления более грубых нарушений правил дорожного движения и компенсировало сокращение штатной численности.

Уважаемые товарищи депутаты, важнейшим политическим событием 2012 года в стране стали выборы и инаугурация Президента Российской Федерации, избирательная кампания повлекла за собой существенный рост политической активности. В этот период одним из важнейших приоритетов для органов внутренних дел являлось обеспечение правопорядка и безопасности в столице. Серьезного напряжения сил московской полиции требовали и другие общественно-массовые мероприятия: культурно-зрелищные, религиозные и спортивные, количество которых из года в год неуклонно возрастает. Всего в городе проведено 34 тысячи (+1%) массовых мероприятий, в которых приняло участие 33 млн. человек. Для обеспечения безопасности привлекалось более 538 тысяч сотрудников органов внутренних дел (+8,3%), 150 тысяч военнослужащих (+16%) и 35 тысяч дружинников.

Нельзя не отметить еще одно серьезное направление нашей деятельности в прошедшем году, связанное с приемом и организацией оперативного обслуживания территории новой Москвы. Совместно с ГУ МВД России по Московской области проведен большой объем подготовительной работы. За счет переданной численности и внутренних резервов (888 единиц) вновь создано УВД по Троицкому и Новомосковскому округам. В настоящее время создано кадровое ядро, активно ведется работа по укомплектованию, укреплению материально-технической базы. Управление по Троицкому и Новомосковскому административным округам заработало и имеет определенные результаты.

Хотелось бы отметить возросший в 2012 году уровень взаимодействия Московской городской Думы и Главного Управления МВД по подготовке и рассмотрению 10 (АППГ - 4, +150%) законопроектов.

Уважаемые товарищи депутаты, в 2012 году органы внутренних дел продолжали последовательную и бескомпромиссную борьбу со всеми проявлениями экстремизма, с преступлениями, направленными на разжигание межнациональной розни. Данное направление – это для нас постоянный приоритет. Эта работа строилась на основе взаимодействия с Управлением ФСБ России по Москве и Московской области, антитеррористической комиссией города, прокуратурой, другими правоохранительными органами. За отчетный период выявлено 51 преступление экстремисткой направленности, из которых раскрыто 49.

В нашем регионе процессы, связанные с проявлениями этнической и религиозной нетерпимости, постоянно подпитываются в связи с большими миграционными потоками, проходящими через столицу. Этому способствует слабая правовая защищенность трудовых мигрантов, зачастую работающих нелегально.

Половина раскрытых преступлений (23736; 50,2%) совершено не жителями города. Из них на долю граждан стран ближнего и дальнего зарубежья приходится 8 тысяч (8008; -4,7%), что составляет 17% от общего числа раскрытых преступлений, в том числе 2145 – категории тяжких и особо тяжких.

Нами предприняты определенные меры, направленные на активизацию противодействия нелегальной миграции. В структуре уголовного розыска созданы специализированные подразделения по борьбе с организацией такого преступного бизнеса.

Кроме того, в рамках совершенствования организации нашей работы по профилактике правонарушений в составе Оперативного штаба Главного управления создана Рабочая группа по координации противодействия незаконной деятельности в миграционной сфере. Заместителем руководителя Штаба по указанному направлению назначен заместитель начальника полиции генерал Козлов В.А.

Результатом проведения совместно с Управлением ФМС по городу профилактических мероприятий стало привлечение к административной ответственности за нарушение правил пребывания в стране 33 тысяч 446 иностранных граждан (+32%), из которых 2 тысячи 947 – выдворено за пределы государства (+46%).

В прошедшем году выявлено 26 преступлений, квалифицированных по статье 322.1 УК РФ (+36,8%). Необходимо наращивать усилия в этом направлении, что мы и делаем. С начала года уже возбуждено 8 уголовных дел, и это только начало нашей принципиальной работы.

А подписанные в самом начале января текущего года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным законы, ужесточающие уголовную ответственность за эти преступления, а также порядок пребывания иностранных граждан в стране, стали серьезным подспорьем для повышения эффективности борьбы с организаторами нелегальной миграции.

Особо хотелось бы обратить внимание на результаты работы по противодействию преступлениям, непосредственно затрагивающим интересы жителей столицы, особенно это касается краж из квартир граждан. Принятыми мерами удалось сократить преступления в этом сфере на 7,7%. Но, к сожалению, процент раскрываемости данного вида преступлений остается недопустимо низким. Не удалось нам остановить рост краж и угон автотранспорта (+4%). На Москву приходится 55% похищенных транспортных средств в Центральном федеральном округе и 23% - в Российской Федерации.

В 2012 году, по сравнению с прошлым годом, нагрузка на следователей и дознавателей по оконченным уголовным делам явилась одной из самых высоких в стране (61%).

Уважаемые товарищи депутаты, в целях усиления борьбы с преступностью в 2012 году разработаны и утверждены новые структуры Управления уголовного розыска и Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, где упор сделан на усиление борьбы с организованной преступностью, имеющей, в первую очередь, этническую окраску. 

Вместе с тем, в нашей работе пока еще имеется много недочетов и недостатков. Растет преступность в общественных местах, в том числе и на улицах, что, естественно, вызывает нарекания со стороны жителей столицы.

В 2012 году удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах, составил 63,2% от общего числа всех преступлений, зарегистрированных в городе.

Следует отметить, что на данную ситуацию непосредственное влияние оказал ряд факторов. В их числе – сокращение подразделений ППС (21,5%), ДПС (на 11%) и вневедомственной охраны в рамках оптимизации столичной полиции.

Уважаемые товарищи депутаты!

У нас накоплен богатый опыт взаимодействия полиции с Общественными пунктами охраны порядка. Такой формы совместной работы практически нет в других регионах.

На данной площадке совместно с Правительством Москвы разворачиваются настоящие островки безопасности с привлечением сил народной дружины, участковых уполномоченных полиции, частных охранных организаций и других общественных институтов правоохранительной деятельности.

Одним из существенных факторов профилактики и противодействия преступности на улицах в 2013 году должна стать программа введения современной системы видеонаблюдения, которая активно внедряется Правительством Москвы. Нам нужно создать безопасный район, округ и, в целом, город.

Конечно, участие общественности, применение технических средств  в охране правопорядка – это очень важно, но все же основное звено профилактической деятельности, в широком смысле этого слова, это, конечно, участковый уполномоченный. Он является микроначальником на своей территории, и от того, как он организует работу с общественностью, руководит патрульными нарядами, взаимодействует с другими службами, зависит в целом правопорядок на его территории. Сегодня практически на 100% укомплектована данная служба, освобождена от несвойственных функций. Участковый уполномоченный полиции должен сосредоточиться на профилактической деятельности в жилом секторе. Он должен организовывать работу так, чтобы получать информацию от населения в режиме «он-лайн» и оперативно обрабатывать её. Он должен знать, кто незаконно проживает на административном участке. Это профилактика преступности, терроризма и экстремизма.

Уважаемые товарищи депутаты!

Законность и эффективность работы столичной полиции является предметом пристального внимания общественности.

Все, что делается органами внутренних дел, в первую очередь, делается в интересах общества и каждого жителя столицы. Эта оценка нам очень важна.

Поэтому одним из основных приоритетов в нашей работе стало дальнейшее развитие и укрепление взаимодействия полиции с обществом, совершенствование форм и методов информационного сопровождения деятельности столичных органов внутренних дел, изучение общественного мнения.

Последовательная политика Главного управления за  последние три года на данном направлении уже дала определенные результаты. Можно сказать, что наступил перелом в отношениях между полицией и обществом. Мы вышли на этап укрепления партнерских отношений сотрудников органов внутренних дел с гражданами. Граждане начинают более активно оказывать содействие полиции при раскрытии преступлений.

В целях укрепления доверительных отношений с гражданами был разработан специальный приказ. Результатом стали 152 раскрытых преступления. Эту работу мы намерены продолжать и впредь.

В 2012 году трижды проводились социологические опросы, по результатам которых 77% респондентов готовы в случае необходимости оказать содействие сотрудникам полиции.Наиболее высокий уровень доверия к полиции зафиксирован в Северо-Западном и Юго-Восточном административных округах, низкие показатели имеют УВД по Южному и Юго-Западному округам.

Учитывая, что мнение населения является одним из определяющих факторов оценки деятельности органов внутренних дел, нам предстоит большая работа по дальнейшему укреплению доверия со стороны гражданского населения.

Но что меня больше всего беспокоит в процессе выстраивания отношений с гражданами – пока недостаточное понимание этого на районном уровне. Для примера – данные проведенного в сентябре 2012 года анкетирования граждан показали, что работа некоторых дежурных частей не настроена на модель взаимодействия. Анкетируемые указали, что в отдельных случаях со стороны сотрудников имеют место грубость, отсутствие оперативности, неопрятный внешний вид и равнодушие к обращениям граждан.

Активизировалась работа по информационному сопровождению деятельности столичных органов внутренних дел, изучению общественного мнения.

В СМИ разных уровней было размещено более 100 тыс. материалов, освещающих различные аспекты деятельности московской полиции, проведено 39 пресс-конференций, брифингов и «круглых столов». На Интернет-портале размещено более 4 тысяч новостных сообщений.

Для организации работы представителей СМИ по более объективному освещению работы сотрудников органов внутренних дел во время проведения общественно-массовых мероприятий журналистам было выдано 1 тысяча 243 карточки безопасности, из них 208 – корреспондентам зарубежных изданий.

Принципиальная позиция представителей СМИ и членов общественных советов значительно влияют на выстраивание отношений полиции и общества. Думаю, что такое конструктивное сотрудничество будет продолжаться и в дальнейшем.

Уважаемые товарищи депутаты, руководство Главного управления понимает, что, не выстроив кадровую составляющую, не укрепив дисциплину и законность в органах внутренних дел, рассчитывать на успех борьбы с преступностью вряд ли придется.

По итогам года укомплектованность Главного управления составила 94,1%. В 2012 году было принято 4,5 тысячи новых сотрудников. Важно, что более половины принятых на службу – это  жители города Москвы, это 2369 человек против 774 2011 года.

Во многом данный некомплект связан с недостаточным для Москвы уровнем заработной платы, прежде всего, рядового и среднего начальствующего состава. С переводом на финансирование федерального бюджета, денежное содержание сотрудников в среднем по России возросло в два и более раз, а в Москве – всего на 1,4, в том числе для УВД на Московском метрополитене – в 1,14 раза. Это связано с отменой доплат из бюджета города.

Как результат, в большинстве субъектов Российской Федерации, в отличие от столичного региона, возросло число желающих поступить на службу в органы внутренних дел. Например, в Адыгее – на 1 место 50 кандидатов.

Пользуясь случаем, обращаюсь к вам, уважаемые товарищи депутаты, с просьбой рассмотреть вопрос о направлении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу о внесении изменений в закон «О полиции», разрешающий субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел, или обратиться в Правительство Российской Федерации по выделению дополнительных средств Главному управлению МВД России по г. Москве, чтобы довести увеличение денежного довольствия в 2 раза, как, в среднем, по Российской Федерации.

Руководство Главного управления неоднократно отмечало свой принципиальный подход к проблемам укрепления служебной дисциплины и законности, оценке проступков наших сотрудников. За отчетный период к дисциплинарной ответственности привлечено более 14-ти тысяч сотрудников (+36,1%), из них 2785 руководителей (+38,2%). По отрицательным основаниям уволено 370 человек (+20,9%).

Просчеты в кадровой политике оборачиваются нарушениями законности, совершением преступлений личным составом. Как правило, подобные факты проявляются там, где запущена воспитательная работа, где нет контроля за поведением личного состава. В качестве примера можно привести Отдел МВД по району Хорошево-Мневники, где после завершения  большого объема организационных вопросов, а это 100-процентная проверка на наркотическую зависимость, алкогольную, проведение психофизиологического тестирования, проверка по всем учетам, а также запрос мнения населения данного района. И только после этого мы приступили к 100-процентной переаттестации личного состава подразделения, которое будет завершено до 20 марта.

Ужесточение спроса и повышение ответственности руководителей дало определенные позитивные результаты. Об этом свидетельствует сокращение  на треть чрезвычайных происшествий (с 264 до 184).

В то же время за образцовое выполнение служебных обязанностей и проявленное при этом профессиональное мастерство, а зачастую мужество и героизм, в 2012 году награждено 17 тысяч 197 сотрудников органов внутренних дел столицы, в том числе 21 – государственными наградами.

С целью внедрения духа соревновательности и конкуренции между подразделениями и сотрудниками нами в 2012 году учреждены конкурсы «Лучшее управление внутренних дел», «Лучшее подразделение», «Лучший по профессии», «Лучший наставник». Победители торжественно были награждены на коллегии по итогам года. Все это способствует укреплению служебной дисциплины, законности, повышению профессионального уровня личного состава, грамотному исполнению служебных обязанностей.

В 2012 году Главным управлением МВД в преддверии дня сотрудника органов внутренних дел был проведен первый большой спортивный праздник, который дал новый толчок развитию полицейского спорта. Наша задача через спорт поднять уровень дисциплины, свести на нет такие пагубные привычки, как пьянство, употребление наркотиков, расхлябанность, тем самым повысить производительность труда. Занятиями спортом должны быть охвачены все подразделения большого гарнизона Москвы.

На протяжении года 445 наших сотрудников успешно выполняли служебно-боевые задачи в Северо-Кавказском регионе (113 из них поощрены МВД). К сожалению, при ликвидации банд формирования в Кабардино-Балкарской Республике мы потеряли командира взвода ОМОН майора полиции Князева Александра Николаевича, который посмертно представлен к званию героя России.

Уважаемые товарищи депутаты!

Современная материально-техническая база является одной из важных составляющих успеха работы органов внутренних дел.

В 2012 году значительные средства были выделены на строительство и ремонт объектов органов внутренних дел из федерального (442 млн. рублей) и городского бюджетов (1,7 млрд. рублей).

В рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы идут проектно-изыскательские работы и подготовка к строительству зданий Центров кинологической службы УВД на Московском метрополитене и УВД по Южному АО, трех зданий городка ОМОН, ОМВД по Тверскому району, отдела полиции и подразделения конной полиции по охране государственного музея-заповедника «Царицыно» и других объектов.

Благодаря поддержке мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, в наступившем году мы дополнительно начнем широкомасштабное укрепление базы отделов МВД России районного уровня. Для этого Правительством Москвы уже определены размеры финансирования и разрабатывается программа строительства таких объектов. В 2013 году запланировано проведение капитального ремонта 26-ти зданий райотделов. 

При финансовой поддержке МВД России начнется строительство общежития для сотрудников УВД на Московском метрополитене.

Уважаемые товарищи депутаты!

В 2013 году перед органами внутренних дел поставлены следующие задачи:

1. Укрепление тенденций восстановления доверия общества, граждан к органам внутренних дел, совершенствование информационной политики в системе МВД России, повышение открытости его деятельности и уровня взаимодействия с гражданским обществом.

2. Обеспечение функциональной эффективности органов внутренних дел в условиях реформирования на основе модернизации их организационно-штатного построения, оптимизации управленческой деятельности и бюджетных расходов, укрепления учетно-регистрационной дисциплины, совершенствования нормативно-правового регулирования сферы внутренних дел и системы правового информирования.

3. Укрепление кадров, поддержание служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, повышения уровня профессиональной и морально-психологической готовности личного состава к выполнению поставленных задач.

4. Усиление противодействия организованной преступности, совершенствование его форм и методов, улучшение прогнозирования оперативной обстановки в данной сфере, своевременное реагирование на её изменение.

5. Дальнейшее укрепление законности в сфере расследования преступлений, повышение ответственности за процессуальные решения, принимаемые по уголовным делам, и результативность этой деятельности.

6. Активизация профилактической, в том числе воспитательной, пропагандистской, работы по предупреждению экстремистской деятельности, оптимизация её информационно-аналитического обеспечения; укрепление оперативных позиций в среде общественных и религиозных объединений, распространяющих идеи национальной розни и религиозного экстремизма.

7. Улучшение качества решения задач оперативно-служебной деятельности с использованием современных методов и наилучших практик.

8. Снижение уровня криминализации и коррупционной пораженности ключевых отраслей экономики; активизация борьбы с противоправным переделом собственности, хищениями и нецелевым использованием бюджетных денежных средств.

9. Совершенствование организационных основ профилактики преступлений и правонарушений, оздоровление криминогенной обстановки на улицах и в других общественных местах.

10. Обеспечение правопорядка и общественной безопасности на объектах транспорта; развитие взаимодействия субъектов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения.

11. Внедрение в деятельность МВД России инновационных технологий, в том числе в сфере государственного управления и администрирования; реализацию целей государственной политики в области стандартов оказания государственных услуг.

Отчет Главного управления в ближайшее время будет опубликован на сайте Главного управления МВД России по г. Москве, в средствах массовой информации, где мы обратимся к населению города с просьбой внести свои отклики и предложения, касающиеся оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, с тем, чтобы мы могли скорректировать то или иное направление нашей работы на благо жителям нашей столицы.

В завершение своего отчета хочу выразить слова огромной благодарности депутатам городской Думы за совместную работу по укреплению правопорядка в столице, так как мы, руководители Главного управления, понимаем, что, без поддержки депутатского корпуса, мэрии города, представителей СМИ, не смогли бы решать задачу поддержания на должном уровне состояния правопорядка и безопасности в Москве.

Уважаемые Владимир Михайлович, Андрей Николаевич, Андрей Евгеньевич, депутаты 5-го созыва, надеюсь на дальнейшее сотрудничество по укреплению безопасности граждан и гостей столицы в 2013 году.

Спасибо за внимание. Отчет закончен.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России